Советы психолога

Раннее выявление семейного неблагополучия

развернуть

Раннее выявление семейного неблагополучия

Семейное неблагополучие - дисфункциональность семьи, проявляющаяся в неспособности семьи качественно выполнять возложенные на нее функции, а в контексте детского неблагополучия - возложенные на неё обязанности по воспитанию и социализации детей. данное состояние переживается семьей в целом и каждым её членом в отдельности в кризисный этап развития.

Проблема  раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьёй по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в образовательных организациях. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семьи, тем больше шансов у ребёнка успешно социализироваться в обществе.

 В социальной профилактике определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье: социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска), медико-социальные(инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей), социально-демографические (неполная. многодетная семья, семьи, с повторными браками и сводными детьми), психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители), криминальные (алкоголизм. наркомания, аморальный образ жизни. семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

Объектом социальной профилактики семейного неблагополучия являются семьи, их члены семьи, и что самое важные, дети. Раннее выявление семейного неблагополучия составляет  важное направление работы всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Раннее выявление и постановка на учёт неблагополучных семей проводятся с целью оказания помощи на ранних этапах семейного неблагополучия, определения форм работы с конкретной семьёй и установления контроля за проведением индивидуально-профилактической работы. Субъектами социальной профилактики для семей являются учреждения здравоохранения, органы и учреждения социальной защиты, органы внутренних дел, органы и учреждения образования.

Всю работу по профилактике с учащимися внутришкольного учёта организует координатор. Обычно это заместитель директора по воспитательной работе или социальной работе или социальный педагог. Школьный психолог проводит диагностику, выявляет проблемы ребёнка, даёт рекомендации учителям-предметникам по осуществлению педагогической поддержки учащегося, контролирует семью, разрабатывает и реализует индивидуальные  и групповые программы. 

Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года должен создаваться банк данных детей, посещающих ОУ. Во взаимодействии коллектива ОУ заполняют карты воспитанников, составляется соц.паспорт. Выявляются социально-бытовые  условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, из возраст и профессия.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателям, классными руководителями, педагогом социальным, педагогом-психологом проводится работа по повышению педагогической грамотности  родителей, включение их в деятельность учреждения образования. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Можно выделить три вида профилактики семейного неблагополучия.

Первичная профилактика-это комплекс превентивных мероприятий, проводимых государством с целью укрепления института семьи. Необходимо создавать позитивную практику семейного воспитания, пропагандировать институт семьи среди подрастающего поколения, сохранять семейные ценности. Этот вид профилактики предусматривает работу прежде всего с молодым поколением. 

Вторичная профилактика осуществляется по отношению к неблагополучным семьям. Как раз здесь реализовывается технология раннего выявления семейного неблагополучия с целью сохранения кровной, биологической семьи для ребёнка.

Третичная профилактика - это комплекс превентивных мер, осуществляемых при работе с детьми-сиротами, находящимися в государственных социальных учреждения. Эти меры направлены, прежде всего, на развитие института замещающей семьи.

Неблагополучные семьи чаще всего не осознают свои проблемы и не обращаются в соответствующие службы.

В сложившейся практике социальной работы подобные семьи называют семьями, находящимися в социально опасном положении, т.е. это семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жесткого обращаются с ними.

свернуть

Критерии и показатели социально опасного положения

развернуть

В Беларуси с 1 декабря 2023 года расширили перечень оснований для признания детей находящимися в социально опасном положении 21.12.2023

В Беларуси с 1 декабря 2023 года расширили перечень оснований для признания детей находящимися в социально опасном положении

21.12.2023

Приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22 с изменениями  (Постановление №856 от 01.12.2023 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22»)

Критерии и показатели социально опасного положения

критерии социально опасного положения

показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

 

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, газопроводы, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них и представляют угрозу жизни и безопасности, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория которых не соответствуют требованиям пожарной безопасности и в которых имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

 

родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

 

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения)

 

родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания

 

в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида, получил тяжкие телесные повреждения в результате воздействия внешних факторов и угроз, в том числе вследствие пожара, падения с высоты, отравления психоактивными веществами

 

 оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи, вследствие чего не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), допускают отсутствие пищи, одежды, обуви, места для отдыха, занятий и игр ребенка (детей)

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

         в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности и (или) освобождения от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

  в отношении родителей ребенка (детей) в рамках административного либо уголовного процесса установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего он совершил правонарушение и в отношении него начата индивидуальная профилактическая работа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З ”Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частями 2 - 5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10 - 19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

  в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись профилактические меры воздействия в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях или меры индивидуальной профилактики в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З ”Об основах деятельности по профилактике правонарушений“

 

установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к нему

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) совершения административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов

 

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) уклонения от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов

свернуть

Республиканский центр психологической помощи

развернуть

«Телефоны доверия»

23.09.2021
развернуть

ГУО «СПЦ Столбцовского района»

г. Столбцы, ул. Социалистическая, д.21,

тел.  +375 1717 5 12 27

График работы: понедельник-пятница с 8.00 до 17.00

 

Республиканский центр психологической помощи

г. Минск ул. Чюрлёниса, 3

+375 17 300 1006

 

Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия»  8 017 270-24-01

8029 899 04 01 (МТС, с возможностью обращения через мессенджеры: Вайбер. Телеграм, Ватсап)

 

Республиканская (круглосуточная) «Детская телефонная линия»

8 801 100 1611,  8 017 263 03 03

 

 

свернуть

СКАЖИ «ДА» СЕМЬЕ БЕЗ НАСИЛИЯ!

развернуть

Семейное насилие - серьезная проблема современного общества.

Особенность семейного насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени инциденты различных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического).

Основная сила, движущая обидчиком - стремления установить полную власть над партнером, ребенком, другим членом семьи.

Существует цикл насилия: замкнутый круг чередующих друг друга ситуаций, разорвать который для многих женщин довольно трудно.

 

 

 

 

Фаза 1. Напряжение

 

 

характеризуется отдельными вспышками оскорблений, которые могут быть вербальными или эмоциональными. В то же время оба партнера могут пытаться оправдать поведение обидчика, ища объяснение его срывам в стрессах из-за работы, денег и т.д.

 

Фаза 2. Фаза острого насилия

 

 

отличается наиболее интенсивной разрядкой, основными разрушениями и крайними эмоциональными всплесками в их самой негативной форме, а также осознанием того, что эти ситуации не могут быть спрогнозированы или контролируемы.

 

Фаза 3. "Примирение"

 

 

обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую (-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую (-его) в преувеличении событий.

 

 

 

Фаза 4. "Медовый месяц"

 

 

может показаться счастливым финалом затянувшейся семейной драмы. Во время этой фазы мужчина может преобразиться и стать очень любящим, демонстрировать необыкновенную доброту и раскаяние в содеянном. Мужчина обещает ей, что изменится и она верит, она убеждает себя, что теперь отношения навсегда останутся в этой фазе.

Необходимо помнить!!!

Однажды случившись, насилие, скорее всего, будет продолжаться с постепенным ужесточением. Женщина начинает это понимать, когда напряжение в семье опять усиливается, и опять учащаются срывы, свидетельствующие о наступлении уже хорошо знакомой первой фазы насилия. Все повторяется снова...

 

 

Осознайте:

насилие можно остановить, обратившись за помощью!

 

*УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»

-

 8 (017) 2020401 (круглосуточно) для лиц, подвергающихся насилию в семье.

 

*ГУ «Столбцовский территориальный центр социального обслуживания населения» телефон оказания экстренной психологической помощи - 5 16 04.

 

 

Государственное учреждение

«Столбцовский территориальный центр социального обслуживания населения»

 

Отделение

социальной адаптации и реабилитации

 

 

 

 

 

СКАЖИ

«ДА»

СЕМЬЕ

БЕЗ НАСИЛИЯ!

 

 

 

 

 

 

 

 

Столбцы

свернуть

Временный приют

развернуть

С июня 2014 года территориальным центром оказывается услуга временного приюта гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации посредством размещения граждан в «кризисную» комнату.

При каких обстоятельствах гражданин может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации?

  • безработица;
  • наличие в семье инвалида, в том числе ребенка-инвалида, ребенка с особенностями психофизического развития;
  • нанесение ущерба в результате пожаров и других стихийных бедствий, техногенных катастроф (аварий), боевых действий, актов терроризма, психофизического насилия, торговли людьми, противоправных действий других лиц;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие трудоспособных лиц, обязанных по закону его содержать;
  • рождение одновременно двоих и более детей;
  • семейное неблагополучие, конфликты и насилие в семье;
  • сиротство;
  • смерть близкого родственника или члена семьи;
  • утрата социальных связей за время отбывания наказания в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, нахождения в лечебно-трудовых профилакториях, специальных учебно-воспитательных учреждениях и специальных лечебно-воспитательных учреждениях, нахождения на принудительном лечении;
  • ограничение способности к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению;

иное обстоятельство, признаваемое таковым организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими социальные услуги.

(В соответствии со ст. 28 Закона РБ «О социальном обслуживании»).

 

Что такое насилие в семье?

 – это умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (статья 1 Закона РБ «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

 

Что такое «кризисная» комната?

– специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания. Режим работы «кризисной» комнаты – круглосуточный.

 

 

 

Кому оказывается данная услуга?

- услуга оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми центром по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства). При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.

Как обеспечиваются бытовые и прочие условия жизнедеятельности граждан, пребывающих в «кризисной» комнате?

- бытовые и прочие условия жизнедеятельности граждан пребывающих в «кризисной» комнате основываются на самообслуживании.

 

 

 

Осознайте:

пока не поздно,

насилие можно остановить,

обратив на него внимание и обратившись за помощью!

 

 

Если Вам и Вашим близким

нужна помощь и поддержка,

звоните

 

 

*УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» -   (8017) 2020401 (круглосуточно) для лиц, подвергающихся насилию в семье.

 

 

*Телефон оказания экстренной психологической помощи        ГУ «Столбцовский ТЦСОН» -         (801717) 5 16 04.

 

 

*Телефон круглосуточного доступа в «кризисную» комнату (+375) 29 360-54-99

 

 

*УЗ «Столбцовская ЦРБ» -        (801717) 5 23 63

 

 

*Столбцовский РОВД 102

 

 

 

Государственное учреждение

«Столбцовский территориальный центр социального обслуживания населения»

 

Отделение

социальной адаптации и реабилитации

 

 

 

 

 

Временный

приют

 

 

 

Информация

для пострадавших

и неравнодушных

 

 

Столбцы

свернуть

Меры индивидуальной профилактики правонарушений к лицам, применившим насилие в семье

развернуть

Меры индивидуальной профилактики правонарушений

к лицам, применившим насилие в семье

 

  • профилактическая беседа;
  • официальное предупреждение;
  • профилактический учет;
  • защитное предписание;
  • иные меры, предусмотренные законодательством.

 

Профилактическая беседа - устное разъяснение гражданину общественной опасности подготовки и совершения правонарушений, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также убеждение гражданина в недопустимости их совершения.

Профилактическая беседа проводится с лицами, которые ранее привлекались к ответственности и из исправительного учреждения вернулись домой, с потенциально возможными нарушителями, а также при привлечении лиц к административной ответственности.

Официальное предупреждение - письменное разъяснение гражданину о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторности совершения им правонарушений.

Официальное предупреждение выносится руководителем отдела внутренних дел (милиции) либо его заместителем гражданину:

привлеченному к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1 (умышленное причинение телесных повреждений и насильственные действия), 9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) КоАП, совершенное по отношению к члену семьи;

привлеченному к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей            17.4 (вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение) КоАП;

- в отношении которого принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении уголовного дела в связи с примирением с потерпевшим, амнистией или деятельным раскаянием виновного за совершение по отношению к члену семьи деяний, содержащих признаки насильственных преступлений, предусмотренных статьями 140 (убийство матерью новорожденного ребенка), 141 (убийство, совершенное в состоянии аффекта), 143 (убийство при превышении пределов необходимой обороны), 145 (доведение до самоубийства), 146 (склонение к самоубийству), 148 (умышленное лишение профессиональной трудоспособности), 149 (умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения), 150 (причинение телесных повреждений в состоянии аффекта), 151 (причинение телесных повреждений при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, 152 (причинение телесных повреждений при превышении пределов необходимой обороны, 153а (причинение легкого телесного повреждения, 154(истязание), 166-171-1 (преступления, связанные с сексуальным насилием), 183 (незаконное лишение свободы), 186 (угроза убийством), 189 (оскорбление) Уголовного кодекса Республики Беларусь.

 

Профилактический учет - наблюдение за поведением гражданина, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия.

Профилактический учет осуществляется в отношении гражданина, привлеченного к административной ответственности за правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в течение года после объявления ему официального предупреждения за правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

 

Защитное предписание - установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

 

Защитное предписание применяется после вынесения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, совершенное по отношению к члену семьи, к гражданину:

  • которому вынесено официальное предупреждение. При этом защитное предписание применяется в течение года после объявления такого официального предупреждения;
  • в отношении которого осуществляется профилактический учет.

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, совершенное по отношению к члену семьи.

 

Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно вынесено, запрещается:

 

  • предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье;
  • посещать места нахождения гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;
  • общаться с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитное предписание объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено, должностным лицом органа внутренних дел в двухдневный срок со дня вынесения такого защитного предписания с разъяснением его прав и обязанностей.

Решение о прекращении защитного предписания может быть принято руководителем органа внутренних дел или его заместителем по заявлению соответствующего совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье.

 

Помните! Ежегодно в республике от рук близких погибают около 120 человек, более 250 получают тяжкие телесные повреждения. Своевременное обращение за помощью остановит насилие, сохранит Вам жизнь.

Если в ВАШЕЙ семье уже имело место физическое насилие, либо Вы проживаете рядом с семьёй, в которой ребёнок, один из супругов, либо престарелый человек находится в социально-опасном положении, Вам стало известно о фактах  насилия в отношении них, не оставайтесь безразличными к этим проблемам!!!

Телефоны горячей линии Столбцовского РОВД:

50167, 51915

 

 

ВАЖНО!

 

Кроме Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях ряд статей Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает уголовную ответственность за истязание, умышленное причинение легких, менее тяжких и тяжких телесных повреждений, угрозу убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества и др.

 

Важно не молчать, а показать нарушителю, что его неправомерные действия неукоснительно повлекут за собой определенные правовые последствия!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: межведомственный совет Столбцовского района по профилактике и оказанию помощи, пострадавшим от насилия в семье

 

свернуть

Здоровым быть здорово

развернуть

Сегодня человечество переживает настоящий кризис: распространение среди подростков курения, пьянства, токсикомании и наркомании достигает критических масштабов. Ученые бьют тревогу – наша нация постепенно вымирает: растет детская смертность; увеличивается число детей, имеющих психические и неврологические отклонения, что в свою очередь способствует росту детской преступности.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет.

В нашей школе проводится большая работа по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и их родителей с целью изменения ценностного отношения детей и подростков к табакокурению, алкоголю, наркотикам и формирования личной ответственности учащихся за свое поведение, привлечения подростков к решению актуальной проблемы российского общества, формирования активной гражданской позиции обучающихся.

Ежегодно проводятся мониторинги по вредным привычкам, месячники по профилактике вредных привычек, акции, тематические классные часы, родительские собрания. Хорошо организована занятость учащихся во внеурочное время, 90% учащихся посещают кружки и секции организованные при школе. В школе оборудован тренажерный зал, в зимний период действует ледовая площадка и все учащиеся могут использовать зимний спортивный инвентарь для занятия спортом.

Для определения состояния здоровья, уровня физического развития учащихся 1-11 классов в школе ежегодно проводятся специальные исследования – мониторинги здоровья.

Так как для оценки физического развития ребенка первостепенное значение имеют показание роста, веса, состояния его здоровья, поэтому ежегодно в начале и в конце учебного года в школе проводится обследование физического здоровья школьников. Исследования показали, что за 2008 год показатели физического развития и здоровья детей изменились. Отмечено постепенное увеличение темпов физического развития и созревания детей. Об этом свидетельствуют увеличение средних показателей развития, таких как рост, вес, окружность груди. Анализ обследования представлен в таблицах.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, а доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой.

Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы становимся на путь творения здоровья… Сегодня, сейчас мы определяем наше здоровье в будущем. Мы сами за него отвечаем! Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым!

свернуть

Профилактика аутоагрессивного поведения

развернуть

Быть родителем непросто. Воспитание детей - это труд, который требует кропотливости, колоссального терпения и конкретности мыслей. Но порой поведение подрастающего поколения ставит в тупик самых креативных родителей. И здесь им на помощь приходят советы психологов. Сегодня мы предлагаем рассмотреть самые неординарные проблемы и способы выхода из них.

 

Аутоагрессивное поведение

Агрессия, направленная на себя, пугает любого родителя. Главное здесь правильно и вовремя распознать, и отличить действительно опасные симптомы от хвастовства. При этом надо иметь в виду, что повышенное внимание и чрезмерная эмоциональная реакция взрослых может как спровоцировать дальнейшие вспышки аутоагрессии, так и напугать подростка, заставив его скрывать самоповреждения от взрослых.

 

Как вести себя родителям:

- Обращайте внимание на любые повреждения на теле ребенка: царапины, ссадины, следы проколов.  Спокойно интересуйтесь, каким образом он их получил. Если таких случаев становится все больше, стоит насторожиться.

- Напоминайте ребенку о том, что вы расспрашиваете его не для того, чтобы ругать, объясните, что ваше беспокойство вызвано исключительно заботой о нем.

- Приучайте подростка промывать царапины и ссадины, мазать их йодом, заклеивать пластырем. Это на бессознательном образе формирует у человека образ своего тела, как ценности, которую он любит и о которой должен заботиться.

- Неуравновешенные дети могут перенимать такой стиль поведения у своих друзей или более популярных в коллективе сверстников. Это своего рода возможность придать себе вес и выделиться. К такому копированию склонны подростки с низкой самооценкой. Родителям следует обратить серьезное внимание на душевное состояние подростка и на отношение его с другими детьми.

- Любые случаи аутоагрессии должны стать предметом серьезного внимания взрослых.  Любые случаи аутоагрессии должны стать предметом серьёзного внимания взрослых. Обратитесь за помощью к психологам. Не бойтесь, что вам посчитают плохим родителем или что ваша тревога спровоцирует у ребенка желание манипулировать вами. Склонность к причинению вреда связана с такими чертами характера, как замкнутость, застенчивость и обидчивость.

 

Если вы стали свидетелем самоповреждающего поведения:

  • Во-первых, ни в коем случае не впадайте в панику.  В таком состоянии ребенок может быть крайне возбужден, и ваша чрезмерная реакция вместо того, чтобы успокоить его, закрепит в нем воспоминание о сильном переживании и превратит самоповреждающее поведение в привычный способ эмоциональной разрядки.
  • Постарайтесь успокоить ребенка, разговаривая с ним. Это лучший способ унять тревогу. Сядьте рядом, обнимите его, погладьте, пока он не расслабится и не отвлечется. Позже поговорите о происшедшем: объясните, что иногда люди наносят себе повреждения или причиняют боль, когда им тоскливо или в голову лезут плохие мысли. Объясните, что это неудачный способ, так как он не устраняет тревогу. А только заглушает ее с помощью боли и страха. Скажите, что вы всегда готовы поговорить с ребенком или просто посидеть рядом, если он в этом нуждается.
  • Если к несчастью, подросток нанес себе слишком сильное повреждение и вам кажется, что лучше обратится к врачу, сделайте это обязательно. Не нужно понапрасну пугать ребенка («Тебя заберут в больницу!») или изливать на него свой гнев.  Ему и так, скорее всего, страшно и стыдно. Скажите, что не произошло ничего непоправимого. Что иногда люди, когда им плохо, совершают глупости. Объясните, что вы оба напуганы и расстроены, но лучше все-таки показаться врачу, чтобы избежать неприятных последствий.  При первой же возможности серьёзно поговорите с ребенком, объясните, что такого рода поступки могут закончиться гораздо хуже, чем он думает.
  • Впоследствии не делайте вид, будто ничего не произошло. Иногда взрослые полагают. Что таким образом можно избежать повторения страшного эпизода.  На самом деле подросток воспринимает подобное поведение, как желание игнорировать его проблемы. Конечно, не стоит ежедневно демонстративно осматривать кожу ребенка на предмет новых повреждений. Но не стесняйтесь показывать, что вы помните о произошедшем и волнуетесь.
свернуть

временный приют

развернуть

Насилие наказуемо

развернуть

В решении проблем насилия в семье вам помогут

развернуть

Служба экстренной помощи

развернуть

Помощь рядом

развернуть

СТРЕСС И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

развернуть

СТРЕСС И СПОСОБЫ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ

 

Ускорение ритма современной жизни привело к существенному повышению физической, психической, эмоциональной нагрузки на человека, обусловленной бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками. Довольно часто человеку приходится пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе, т.е. испытывать так называемый СТРЕССТакие состояния нередко сопровождаются не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функционировании физиологических механизмов в организме человека. По данным ВОЗ, до 40% населения Земли нуждается в помощи медицинских специалистов.

ЧТО ТАКОЕ СТРЕСС, КАКОВЫ ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ

ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Термин «стресс» (в переводе с английского stress) означает «давление, нажим, напряжение».

Согласно Большого толкового словаря русского языка, «Стресс – состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.)».

По своей сути стресс - это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные и позитивные эмоции.  Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, и в этом случае он имеет положительное значение. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы, способность решать проблемы и может вызвать серьезные заболевания.

Стрессы можно подразделить на:

  • Положительные и отрицательные– по степени эмоциональной окраски.
  • Кратковременные и долгосрочные(или острые и хронические) – по продолжительности.
  • Физиологические и психологические– последние , в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные по причине возникновения.

Источники стресса могут быть:

Внешние - переезд на новое место жительства, смена работы, смерть близкого человека, развод, каждодневные неприятности, связанные с денежными проблемами, выполнением обязательств к определенному сроку, спорами, семейными отношениями, невысыпанием.

Внутренние – пересмотр жизненных ценностей и убеждений, изменение личной самооценки и т.п.

Причины и факторы,  вызывающие стресс (психологи называют их стрессоры), разнообразны и многочисленны:

  • перемены в жизни (каникулы, новая работа, брак, развод и т.д.);
  • любая сильная эмоция;
  • усталость;
  • физическая травма, операция, заболевание;
  • шум;
  • резкие изменения температуры и т.д.

Любого рода перемены, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Но при всем разнообразии переживаний и шоковых ситуаций, случающихся в нашей жизни, реакция организма на любой стресс, в сущности, одинаковая – в организме запускаются, выработанные много веков назад, биохимические процессы, назначение которых – справиться с экстремальной ситуацией. Со временем действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса.

Защитная реакция организма при продолжающимся или повторяющимся действии стрессора проходит через три определенных стадии.

  • В первой стадии– реакция тревоги (в ответ на раздражение, независимо от его природы), происходит активизация всех систем организма.
  • Во второй стадии– стадии резистентности (сопротивляемости, устойчивости), организм начинает адаптироваться к продолжающемуся действию стрессора.
  • Третья стадия- стадия истощения, наступает при длительном воздействии стрессора. Энергия, необходимая для адаптации, истощается, общая сопротивляемость организма резко падает. Если в этот период не будет оказана помощь, стадия истощения может завершиться серьезным заболеванием и даже летальным исходам.

 

 

СИМПТОМЫ СТРЕССА И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТ НЕГО

Симптомы могут постепенно нарастать или возникать внезапно, в течение нескольких минут. Появляются приступы  тревоги, беспокойства, паники, которые обычно длятся недолго, протекают в виде эмоциональных взрывов, сопровождающихся чувством ужаса и такими реакциями организма, как усиленное сердцебиение и потение. Тревожное состояние, как правило, развивается постепенно.  К симптомам также можно отнести мышечное напряжение, усталость, раздражительность, нетерпеливость, бессонницу или расстройства сна, трудности с концентрацией внимания, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушение памяти, повышенная утомляемость и т.д.

Стрессы являются главными факторами риска возникновения и обострения многих заболеваний: сердечно-сосудистых (инфаркт миокарда, стенокардия, гипертоническая болезнь), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки), снижения иммунитета.

К негативным реакциям приводят не только сильные, острые, но и небольшие, но длительные стрессовые воздействия. Поэтому длительное психологическое напряжение, депрессии также могут приводить к заболеваниям.

Лечение стресса медикаментозными средствами показано только по назначению врача. С учетом состояния пациента врач может назначить седативные препараты (лекарственные средства, уменьшающие нервное напряжение и волнение, а также снижающие чувство страха) или транквилизаторы (лекарственные средства, способствующие снятию эмоционального напряжения).

 

СПОСОБЫ И ПРИНЦИПЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА

Каждому из нас присущ свой уровень стресса, который определяется наследственными и другими факторами и свой уровень отношения и реагирования на стресс.

Разные люди отвечают на стресс по-разному: одни начинают поглощать немыслимое количество пищи, другие совсем теряют аппетит; одни с трудом засыпают ночью, в то время как другие испытывают сонливость даже днем.

К базовым принципам преодоления стресса следует отнести:

  • Отвлечение от стрессовой ситуацииесли происходящее производит на человека сильное впечатление и после этого он продолжает думать об этом, то тем самым он «застревает» на стрессовой ситуации и думает не о том, как ее разрешить, а постоянно переживает по поводу произошедших событий. Чтобы отвлечься от стрессовой ситуации, необходимо подумать о чем-нибудь другом связанном с приятными ощущениями и переживаниями (отдых, приятное событие, личные достижения).
  • Снижение субъективной значимости события, вызвавшего стресспересмотреть свое отношение к случившемуся по принципу: «Что не делается, то к лучшему…».
  • Активное поведение– не держать в себе нахлынувшие чувства и эмоции, вызвавшие стресс, а выплеснуть наружу накопившуюся энергию путем занятия каким-то даже немыслимым делом (например, помыть окно или пол зубной щеткой, протирание чистой посуды и т.п.); а также занятия спортом, игрой в футбол, волейбол и т.п.
  • Умение расслаблятьсястресс вызывает общее напряжение и увеличение частоты волн мозговой активности. Расслабление же, наоборот, снижает их частоту, что приводит к снижению уровня возбуждения центральной нервной системы.
  • Позитивное мышление - позитивный способ мышления и связанные с ним положительные эмоции добра, любви, радости – это главный личностный инструмент обеспечения здоровья и благополучия.

К числу других способов снятия стресса и поддержания психического здоровья можно отнести следующее:

  • В любой ситуацииследует сохранять оптимизм.
  • Стремитьсяк разумной организованности в жизни, работе, быту.
  • Научитьсяговорить себе нет, не брать на себя решение слишком многих проблем, тем более чужих, определив границы собственных возможностей.
  • Учитьсярадоваться жизни.
  • Не бытьмаксималистом.
  • Не копатьсяв своем прошлом и тем более не сожалеть о том, что не сделал когда-то или сделал не так.
  • Соблюдатьправильный режим питания, сна и отдыха.
  • Не злоупотреблятьалкоголем, воздерживаться от вредных привычек.
  • Вестиздоровый активный образ жизни, занимаясь ежедневно физическими упражнениями и самомассажем головы, шеи, плеч, ступней.
  • При необходимости– снижение темпа жизни и пересмотр некоторых жизненных позиций.

 

Помните!  Полностью исключить из жизни стрессовые ситуации невозможно, но можно жить и работать так, чтобы свести их число к минимуму, минимизировать их последствия и тем самым сохранить здоровье на долгие годы.

свернуть